Заказать распил Купить продукцию Обратный звонок Задать вопрос товаров 0 / 0,00 руб.
Купить фанеру:
+7 (495) 626-95-51
+7 (495) 626-99-95
ipundev@yandex.ru
Заказать распил:
+7 (495) 789-02-89
+7 (495) 646-72-41
all-fanera@mail.ru
Купить ДСП, ЛДСП, ДВП, ДВП(О), МДФ:
+7 (495) 646-72-43
all-fanera@mail.ru
Менеджер по выходным дням (субботам и воскресеньям)
+7 (963) 750-35-40
+7 (903) 589-02-89
Режим работы: пн-пт, 9:00-18:00

Летнее снижение цен на фанеру. Уточняйте стоимость у наших менеджеров по тел. +7 (495) 626-95-51, +7 (495) 626-99-95

Искусство маркетри в России

All-Fanera > Статьи > Полезная информация > Искусство маркетри в России

Встреча с изделиями декоративно-прикладного искусства, созданными русскими крепостными мастерами всегда оставляет неизгладимое впечатление. Среди таких произведений можно назвать и художественную мебель с деревянными мозаичными наборами (маркетри), изготовленную во второй половине XVIII века; период с 60 - х годов, явился в России наивысшим расцветом этого искусства.

В то время в изготовлении мебели главное место стало занимать «заморское» красное дерево, впервые появившееся в Европе в 1720 году. Красное дерево попало в Европу с острова Ямайки в качестве балласта, на одном из английских кораблей. Эти тяжёлые никому не известные стволы в умелых руках английского мастера Волластона превратились в прекрасную кабинетную мебель. С тех пор открылось «триумфальное шествие» красного дерева по странам мира. Его поначалу привозимого с острова Ямайки, затем стали доставлять с Кубы, из Гондураса, Бразилии и других стран Латинской Америки.

В 60 – х годах XVIII века искусство мозаичного художественного набора приживается среди талантливых крепостных мастеров.

В России, искусство маркетри (от франц.marquer– расчерчивать, размечать) называлось «наклейной» работой, «штушной» работой, а то и просто «деревянной мозаикой», «наклейкой». Работа выполнялась по предварительно намеченному рисунку и состояла в наклейке на каркас мебели кусочков фанеры, Как правило, на начальном этапе появления этого искусства в России, употребляли фанерки из дорогой древесины экзотических заморских пород.

Искусство деревянного набора проникло во многие губернии России. Собственные мебельные мастерские имели вельможи Голицыны, Глебовы-Стрешневы. Наиболее значительной в то время считалась мастерская Шереметьевых, где работал один из лучших специалистов Никифор Васильев.

Наиболее ранним (из сохранившихся) произведением этого мастера, является бюро-цилиндр из Царскосельского дворца. Оно дорого тем, что украшено пейзажными мозаичными наборами. На средней части бюро показан вид московского Кремля. С одной боковой стороны изображён Эрмитаж в Царском селе, с другой охотничий дом. Борта, ножки и фризы богато украшены деревянной мозаикой из цветных пород. Это первое из известных изделий, имеющих пейзажные наборы отечественного изготовителя.

Именно Никифору Васильеву тверское дворянство поручило изготовить в 1779 году туалетный столик и бюро, богато украшенные наборными композициями видов Твери. Эти творения мастера были предназначены для преподнесения Екатерине II во время её визита в Тверь.

К 80 – м годам XVIII века относится и лучшее из дошедших до нас произведений Никифора Васильева – мозаичная композиция, набранная набранная на прямоугольной двухметровой крышке нотного стола. Как гласит текст под наборным изображением, мастер передал «Генеральный Проспект подмосковного Его Сиятельства графа Петра Борисовича Шереметьева села Кускова большова пруда, на полдень лицом представленного». Этот набор значительно более зрелый, в сравнении с царскосельским. Изображение выполнено с большим уважением к художественным свойствам древесины. Фанера берёзового капа хорошо передаёт фактуру мощной площади перед главным зданием усадьбы на переднем плане. Эта же порода с более мелким древесным узором напоминает посыпанные песком дорожки парка. Водная гладь озера выполнена из древесины явора (один из видов клёна), искрящиеся сердцевинные лучи в текстуре которой имитируют блики на воде. В оконных драпировках использован палисандр, имеющий ярко выраженный полосатый рисунок волокон. Несколько нарушает цельность набора древесина, травленная в ярко-зелёный цвет, вырывая из тепло-золотистого колорита искусственные куски. Вставками из травленого материала мастер передал лесной массив и отдельно стоящие деревья. Наиболее мелкие детали архитектурных сооружений, складки одежды людей, сидящих в карете, орнаментация лодки, плывущей по пруду, сделаны гравировкой. Набор имеет авторскую подпись; в правом углу мелким мозаичным шрифтом выведено: «Наклеивал Никифор Васильев» ( в то время деревянная мозаика называлась «наклейной работой»). Это одно из очень немногих изделий, дошедших до наших дней с именем создателя.

Эта работа Никифора Васильева претерпела за два века серьёзные повреждения и, казалось, навсегда умерла для зрителей. Но столик восстановил, дал ему вторую жизнь, потомственный краснодеревец из Москвы Николай Михайлович Лебедев.

Ко второй половине XVIII века относится имя ещё одного мастера русского художественного набора, работы которого удивительно сходны по технике исполнения с мозаичными творениями Никифора Васильева. Это – Матвей Яковлевич Веретенников – крепостной графа А.В. Салтыкова. Сохранились два его подписных предмета – небольшие парные столики с прямоугольными крышками, которые сплошь покрыты мозаичными наборами из цветного дерева. Для украшения царги (рама, соединяющая ножки столика) каждого из столиков взяты пейзажные мотивы, выполненные техникой выжигания в сочетании с растительными узорами, набранными из цветных древесных пород. Крышка каждого столика несёт на себе основную массу наборных элементов. Её плоскость разделена поперёк на три части. В середине центральной на одном из столиков изображён «Вид великолепной базилики, построенной императором Юстианом в Константинополе»; на другом столике – «Колоннада в саду великого султана». Оба мотива сходны по тематике. На них показаны великолепная городская архитектура, а на её фоне мелкие фигуры людей. Складки одежды, черты лица жителей города, мелкие архитектурные детали, орнаментация фонтанов и декоративных ваз гравированы аналогично работам Никифора Васильева. Применена также и травленая древесина зелёного цвета; удивительно сходно по тематике и расчленению кроны деревьев на условные фигурные группы листьев. Вся остальная плоскость крышек обоих столиков, а также царги и ножки покрыты тончайшим узором из растительных мотивов. Это является одной из отличительных черт творчества Матвея Веретенникова в сравнении с творчеством Никифора Васильева, который всё внимание сосредотачивал на центральном мотиве, избегая орнаментальных изображений.

Различие в работах мастеров заключается и в том, что Матвей Веретенников использовал в своих наборах мотивы, заимствованные из гравюр западных художников, что было характерно для того времени. Объектом же изображений Никифора Васильева являлись русские пейзажи: в одном случае виды Царского Села и московский Кремль, а другом – усадьба в селе Кусково.

Авторству Матвея Веретенникова некоторые искусствоведы приписывают также небольшой «столик-бобик», находящийся в Павловском дворце, датируемый концом XVIII столетия. На его крышке и боковых сторонах представлены виды Павловска и Гатчины, выполненные с акварелей С. Щедрина.

В творческом почерке обоих мастеров, сравнительно с почерком западноевропейских мастеров, ощущается принципиально новый подход к дереву, применяемому в наборах. В работах Никифора Васильева и Матвея Веретенникова видно стремление полнее использовать уникальные естественные рисунки древесных волокон, тогда как западные мастера за множеством ювелирных деталей нередко утрачивали ощущение материала.

Результатом того, что русские мастера необычайно чутко относились к природным рисункам любой древесины, явилось открытие карельской берёзы с присущей ей богатой перламутровой текстурой. Её стали использовать как в художественных наборах, так и в больших облицовочных работах, полностью покрывая этим замечательным деревом предмет. Новый материал обладал исключительно высокими декоративными свойствами, которые в искусных руках крепостных мастеров придавали мебели таинственность и одновременно камерность, наполняя интерьеры уютом и покоем.


Все статьи

Склад фанеры и плит OSB, отгрузка готовых заказов
Москва, Ленинградское ш., 63 (м. Речной вокзал)
т/ф +7 (495) 626-95-51, +7 (495) 626-99-95
Офис приема заказов по распилу ЛДСП, ДСП, ДВП, ДВПО, МДФ, OSB и фанеры
Москва, Огородный проезд, д. 8 (м. Бутырская)
т. +7 (495) 646-72-41, +7 (495) 646-72-43, +7 (495) 741-31-59
Цех по распилу плитных материалов
Склад ЛДСП, ДСП, ДВП, ДВПО, МДФ

Московская область, Пятницкое шоссе 19-й километр, д. Брехово
В выходные дни по вопросам распила звоните по телефону 8 (963) 750-35-40